Стратегическая фокусировка

  «… Нельзя сказать, что большинство руководителей проводят большую часть времени, решая проблемы сегодняшнего дня. На самом деле они решают вчерашние проблемы. Руководители слишком много времени тратят на попытки переделать прошлое.»
  Питер Ф. Друкер

  Стратегическая фокусировка – это концентрация всех усилий команды менеджеров на важнейшем направлении, заданном актуальной стратегией компании, которая наилучшим образом соответствует текущему состоянию динамичной внешней среды

 

  
Содержание:

 Стратегия: теории и концепции >>>
   Определения стратегии >>>
   Определения основных понятий стратегического управления >>>
   Наиболее значительные изменения во взглядах на стратегическое управление бизнесом >>>
 Проблемы имплементации стратегии >>>
  Качество стратегии как документа >>>
  Воспринимаемость стратегии сотрудниками компании >>>
  Коммуникативные проблемы >>>
   У каждого своя правда >>>
 Стратегически сфокусированная организация >>>
   Роль стратегии в фокусировке команды менеджеров >>>
   Стратегическое лидерство и сфокусированные команды >>>
 Стратегическое управление >>>
   Динамичный стратегический процесс >>>

  Что читать

  Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Питер, 2001
  Майкл Ковени, Деннис Гэнстер, Брайан Хартлен, Дейв Кинг Стратегический разрыв. Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. Альпина Бизнес Букс, 2004 г.
  Миддлтон Джон, Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса "Олимп-бизнес" М 2006г.

  

 

  

 


  Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С.Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения
  вон Эйкен, Дж. Миражи топ-менеджмента
  Хасси Д.,Стратегия и планирование. Путеводитель менеджера, "Питер",2004
  Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика,1989г.
   Тарасенко В. Осторожно, Стивен Кови! М.: Добрая книга, 2008

 


  Материал будет дополнен

  Ссылки


  Материал будет дополнен

 
"
   

  Стратегия: теории и концепции

  Определения стратегии


  Питер Друкер (Druker, 1970) "Это "теория бизнеса" данной орrанизации"
  Майкл Портер (Porter, 1996) "Стратеrия представляет собой создание посредством разнообразных действий уникальной и ценной позиции"

  Определения основных понятий стратегического управления



  Хасси (Hussey, 1999 ): Я понимаю стратегию как совокупность средств, с помощью которых организация приближается к достижению своих долгосрочных целей. Стратегическое планирование - это детализированное описание как долгосрочных целей, так и самой стратегии для их достижения. А стратегический менеджмент - процесс управления долгосрочными целями, стратегией и ее претворением в жизнь. Таким образом, стратегический менеджмент определяется и человеческими аспектами менеджмента, и рынками, и предприятиями, и финансами. Эти три понятия тесно связаны друг с другом. Например, вряд ли будет успешной стратегия, которая сформулирована без предварительно продуманного способа ее осуществления. Стратегическое планирование - это больше чем банальная запись стратегии на бумаге: в нем должно быть уделено внимание культуре, структуре и системам в организации, так чтобы каждый элемент организации мог быть мобилизован для обеспечения эффективности стратегии. Стратегический менеджмент включает в себя и стратегию, и стратегическое планирование, но означает нечто большее: это тот способ, с помощью которого стратегия становится движущей силой в организации.
  Ключевым элементом для эффективной стратегии являются долгосрочные перспективы. Это не означает, что нужно буквально предполагать бесконечную протяженность стратегии во времени, но это значит, что любая стратегия должна способствовать движению организации к ее долгосрочным целям и что организация должна быть в более выгодном положении, чтобы достичь этих целей, возможно, в тот момент, когда стратегию необходимо будет коренным образом изменить или вообще от нее отказаться.
  ...Стратегический результат позволяет нацелить стратегию на нечто конкретное... Без определенного заранее стратегического результата очень трудно измерять степень продвижения вперед... Если стратегический результат правильно понимать и использовать, его можно сравнить с маяком, который указывает путь в безопасный порт рыбацким судам темной ночью; будучи использован неверно, он подобен сладко поющим сиренам, которые завлекают суда к погибельным скалам.
  ...Видение ("стратегическое намерение")- это то, как высший менеджмент выражает, чем организация стремится стать. Это понятие включает в себя природу деятельности организации и то, какой эта деятельность стремится стать через некоторое время в будущем (в некоторых книгах здесь используется термин "миссия"). Первый вопрос, который должен быть задан менеджером самому себе, - что представляет собой моя деятельность Второй вопрос еще более важен: какой должна быть моя деятельность Обычно видение охватывает не только организацию и ее эволюцию, но и всю отрасль, а также то уникальное положение, которое организация стремится занять в окружающей среде. Важным компонентом видения являются ценности организации, и типичное определение видения обычно содержит определенные упоминания о том, как организация должна вести себя по отношению к покупателям, работникам, поставщикам и обществу.
  Результатом является определение в максимально сжатой форме, какого рода организацию намеревается создать исполнительный директор в определенной точке будущего. К сожалению, видение одного человека в устах другого заменяется на набор банальностей.
  Задачи - это количественно выраженные цели, причем выраженные в таких единицах измерения, основываясь на которых исполнительный директор может удостовериться в степени выполнения стратегии. Это означает, что задачи могут быть установлены только после того, как определена стратегия.
  
  Организация, управляемая видением:
  Организация, управляемая видением

К оглавлению ^

  Миссия организации

  Тарасенко В. (2008): Управленческая задача мисии - формировать идентичность не только для сотрудников организации, но и для ее внешнего окружения, внешних сообществ. Другими словами, эффективность миссии как средства управления анализируется по количеству и качеству сообществ, лояльных к организации и представляющих собой средства реализации ее целей.
  Социальные цели и цели бизнеса надо различасть. ... целью миссии организации становится признание обществом организации как необходимой, уникальной, социально значимой. Это признание носит характер коллективных представлений людей, являющихся внешним окружением для организации.

К оглавлению ^

  Наиболее значительные изменения во взглядах на стратегическое управление бизнесом



  Материал будет дополнен

К оглавлению ^

  Проблемы имплементации стратегии


  Хасси (Hussey, 1999 ): Существует, по меньшей мере, два аспекта, которые необходимо принять во внимание. Первое заключается в качестве стратегического мышления, которое входит в план; второе - качество документа планирования, собственно "плана", как средства коммуникации и помощи в применении. Оба этих момента очень важны.
  Если качество стратегии оставляет желать лучшего, но сам план блестяще написан и представлен, это будет способствовать тому, что организация станет делать неправильные вещи эффективно и с весьма вероятными разрушительными результатами. С другой стороны, если разработана изумительная стратегия, но при этом написан некачественный план, существует реальная опасность, что она будет неадекватно сообщена исполнителям. Могут иметь место ошибки в ее осуществлении, если нет ясности в том, что именно должно быть сделано.
  Следует обратить внимание на оба аспекта, но, прежде чем начать, я бы хотел привлечь внимание к повсеместно рассматриваемой тенденции, которую, я уверен, многие читатели и сами замечали относительно планов. Уже давно я сформулировал два закона планирования, которым, судя по всему, подчинены все написанные планы. Они столь же достойны внимания при разработке планов потребности в капитальных затратах, сколь и при стратегическом планировании:
  1. В любом письменном плане все происходит именно в третий год. Это не означает, что все случится только потому, что так сказано в плане. Третий год достаточно близок для того, чтобы оставаться значимым, но достаточно отдален, чтобы избежать наказания. Скрытый психологический эффект заключается в том, что три года - достаточно долгий срок, чтобы успеть все проработать.
  2. Третий год никогда не наступает. Мой второй закон планирования гласит, что благодать третьего года так никогда и не наступает. Почему-то рог изобилия, которого мы ждали три года назад, когда план только создавался, так же пуст на исходе третьего года, как и в течение первых двух.

  Хасси (Hussey, 1999 ):Во многих организациях практическое выполнение решения - своего рода Золушка стратегического менеджмента. Стратегии могут быть продуманы тщательнейшим образом, но если они неправильно применяются, менеджмент никогда не узнает, была ли стратегия успешной или она провалилась. Большинство организаций уделяет реализации стратегий неадекватное внимание; часто принимается допущение, что как только некая стратегия была выбрана, она осуществится сама собой. В реальности же на пути осуществления стратегии может быть огромное количество работы, а в некоторых случаях изменения требуются до того, как применение стратегии становится возможным. В качестве примера можно привести враждебную стратегии организационную культуру или систему вознаграждений, которая способствует несоответствующему новым обстоятельствам поведению.

  Качество стратегии как документа

  Хасси (Hussey, 1999 ): предлагает ответить на следующие вопросы, чтобы убедиться, что в стратегии нет элементарных ошибок:
  Является ли стратегия определенной и четко сформулированной?
  Приняты ли во внимание конкуренты и структура отрасли?
  Соответствует ли это реальному положению на рынке?
  Являются ли географические пределы соответствующими?
  Является ли стратегия последовательно согласующейся с силами внешней среды?
  Является ли уровень риска приемлемым?
  Увеличивает ли стратегия стоимость для акционеров?
  Соответствует ли стратегия корпоративной компетенции и ресурсам?
  Соответствует ли структура компании ее стратегии?
  Соответствует ли культура компании ее стратегии?
  Соответствуют ли стратегии временные горизонты?
  Является ли план внутренне согласованным?

  При оценке качества подготовки документа он рекомендовал обратить внимание на следующее:
  Лаконично, но ясно
  Использование диаграмм
  Четкая структура плана
  Не слишком ли много действий
  Как рассмотрены вопросы осуществления плана

  Воспринимаемость стратегии сотрудниками компании

  Хасси (Hussey, 1999 ):Если все члены компании хотя бы просто знают, в чем заключаются стратегические цели организации, это уже создает определенные преимущества. Это больше чем просто проблема коммуникации, потому что интерпретация слов так же основывается на наблюдаемом поведении высших менеджеров, как и на знании языка. Хорошо, когда работник правильно понимает цели организации, но еще лучше, когда работники верят в значимость стратегических целей. Кроме того что общие цели создают чувство сонаправленности усилий и ощущение важности личной роли как рядового сотрудника, так и менеджера, они дают критерий выполнения задач организацией и оценки ее конкретных действий.
  

  У каждого своя правда

  Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией , когда сотрудники хотят принести компании максимальную пользу, а в результате создают дополнительные проблемы. Это происходит из-за того, что каждый работник по-своему понимает «полезность» своих действий.
  Например:
   менеджеры по закупкам хотели бы закупать материалы не часто, но большими партиями – тогда они могут добиться от поставщика самой выгодной цены.
  производственники хотели бы постоянно иметь большой запас материалов, чтобы застраховать выпуск продукции от неожиданностей.
  работники склада хотели бы иметь материалов на складе не больше, чем позволяют условия хранения.
  финансисты хотели бы как можно меньше запасов, так как запасы связывают оборотные средства и ухудшают финансовое состояние компании.

   Каждый из них в отдельности по-своему прав и ставит перед собой выгодные для компании цели. Но если эти цели не согласованы - компания будет нести потери, а менеджеры будут конфликтовать между собой, справедливо обижаясь друг на друга.
  Подобные проблемы практически не устраняются обычными методами прямого управления.

К оглавлению ^

  Стратегически сфокусированная организация

  Роль стратегии в фокусировке команды менеджеров


   Минцберг (Mintzberg,2000): "Коrда мы твердо уверены в своих действиях, нам, как правило, удается добиться очень высоких результатов. Именно в этом и состоит роль стратеrии для орrанизации: с ее принятием снимаются основные проблемы и люди, определившись в rлавном, вместо дискуссий о выборе наилучшеro рынка обращают внимание на детали, выбор конкретных целей или сферы обслуживания клиентов. Даже высшие руководители должны уделять значительную часть cвoero рабочеrо времени управлению орrанизацией в данном контексте; они не могут, просто не имеют права постоянно сомневаться."

К оглавлению ^

  Стратегическое лидерство и сфокусированные команды

  

К оглавлению ^

  Стратегическое управление

  Динамичный стратегический процесс


  Динамичный стратегический процесс – стратегическое управление в условиях быстро меняющегося бизнес- окружения:
 Неизменными остаются:
  компетенции и специализация компании
  базовые ценности
  основные целевые рынки
 Все остальные стратегические характеристики переосмысливаются раз в полгода или раз в квартал.

К оглавлению ^